Приступая
к знакомству детей с понятием «здоровье», родители должны четко представлять
себе, что здоровье для дошкольников начинается с познания своего тела и
воспитания у них элементарных культурно-гигиенических навыков, а затем охраны
своего тела.
Самой главной задачей родителей является не только дать детям знания о
здоровье. Наиглавнейшей задачей в дошкольном возрасте было и остается
ВОСПИТАТЬ у малышей потребность быть здоровым, научить умению владеть собой и
своим телом.
Немаловажным
фактором в знакомстве с понятием «здоровье» играют методы и приемы
взаимодействия с детьми.
Какие
приемы наиболее эффективны в данной работе.
Педагогии
и психологи рекомендуют использовать приемы, которые действуют на органы
чувств: наглядные, практические, словесные. Словесные методы (беседы, чтение,
рассказ, пояснение, поощрение, восхищение, ) присутствуют в любом другом
методе. Слово - помогает детям соотнести и понять, что и как надо сделать.
Рассказывая
о теле ребенка и его составляющих , важно называть и показывать, поглаживать,
дотрагиваться, например, до пальчиков, потому что чем меньше ребенок , тем
больше он нуждается в тактильных прикосновениях).
Большое
значение в формировании понятия «здоровье» и здорового образа жизни имеют
предметы домашнего обихода, продукты питания. Прекрасно, что ребенок хорошо их
знает.
Задача
родителей - фиксировать внимание ребенка на отдельных, важных моментах:
•
на гигиенических, которые впоследствии помогут ребенку сохранить здоровье и
уберечься от множества вирусных и инфекционных заболеваний;
•
на состояниях ребенка (приятно , выходя из ванной, чувствовать запах и свежесть
тела);
•
на умении общаться(доброжелательные, веселые, дружелюбные люби в меньшей
степени подвержены стрессам и желанны в любом коллективе).
Немаловажно
для успеха в этом деле, не столько заранее спланированные и организованные
беседы и рассказы о чем-то, сколько от умело использованных, спонтанно
возникающих педагогических ситуациях, в которых дети могут наблюдать,
сравнивать, использовать в качестве примера.
Например,
папа и дедушка по утрам делают зарядку, чистят зубы и приводят свой внешний вид
в порядок. Перед выходом на улицу они улыбаются и целуют маму, бабушку. Всем
приятно. От добрых поступков здоровье улучшается.
На
примере взрослых и старших детей, ребенок учится держать ложку-вилку, правильно
сидеть, мыть руки, чистить зубы, вытирать их полотенцем.
Обратите
внимание, что все действия взрослые словесно комментируют, обращая внимание на
те эмоциональные состояния, которые они вызывают.
-
«Какие чистые ручки! Для организма это полезно, а мне и другим людям на тебя
приятно смотреть».
Это
будет побуждать ребенка сравнивать себя, свое поведение, свои умения, свои
состояния с образцом.
У
малышей в качестве образца может выступать взрослый. Важно то, чем меньше
ребенок, тем больше положительных оценок он должен слышать и оценка должна как
бы предопределяющей и, конечно, доброжелательной.
-«Сейчас
ты умоешься и станешь красивым и здоровым. Мне будет так приятно видеть тебя и
твое радостное лицо».
При
объяснении новых понятий важно рассказывать и показывать ребенку приемы
ухаживания за своим телом (причесаться, почистить зубы, помыть руки… )и
организовывать ситуацию, в которой малыш сможет поупражняться, потрогать,
попробовать. Такие упражнения должны быть систематическими, чтобы выработать у
ребенка автоматизированный навык, т.е. привычку. Психологи утверждают, что
некоторым детям достаточно 5 повторов, а другим 15-17 .
Особое
место в дошкольном возрасте занимают игры, потому что это та среда, в которой
дети развиваются как бы в комфортных условиях и именно игры способствуют
развитию положительных эмоций детей.
Эмоциональное
воздействие взрослых: образное изложение, яркие примеры, музыкальное
сопровождение, чтение стихов, потешек, использование к месту пословиц,
поговорок, загадок - всё это помогает ребенку легко и радостно усвоить новые
знания и сформировать желательные умения и навыки.
Родители
могут применять один из любимых видов деятельности детей – рисование. Когда
ребенок уже знаком с понятием, можно его закрепить с помощью рисования. Можно предложить ребенку следующие темы для рисования:
-Нарисуй
себя.
-Нарисуй
веселого (грустного) человечка.
-Нарисуй добро(здоровье), как ты
его себе представляешь.
-Нарисуй полезную пищу.
-Нарисуй
предметы, которые опасны для здоровья.
Большое
влияние на воспитание культурно-гигиенических навыков оказывает не только
специально организованные занятия, педагогические ситуации, но и окружающая
внешняя среда. Самое убедительное объяснение теряет свою воспитательную
ценность, если взрослый делает отступления от правил.
Тормозят
формирование навыков, автоматизированное и осознанное их применение,
разночтения между получаемыми знаниями и действительными поступками взрослых.
Например,
мама постоянно говорит о том, что после прогулки надо разуться и помыть руки, а
сама в сапогах проходит на кухню и что-то перекусывает. Второй яркий пример – в
детском саду рассказывают о пользе здоровой и вреде вредной пищи. Ребенок имеет
знания, но они не подкрепляются правилами и нормами семьи. Каждый день или по
выходным семья любит обедать в Макдональдсе.
Как
понимаете, важно поддерживать реальную связь с детским садом и школой для
поддержания единства требований к ребенку. Тогда ребенку не придется хитрить,
подстраиваться под нормы той социальной среды, в которой он находится.
На
что еще родители могут обратить внимание при знакомстве детей с понятием
«здоровье»
Для
трехлетних детей важными в воспитательном плане остаются игры-забавы,
игры-развлечения, связанные с собственным телом (с пальчиками, с лицом, с
конечностями). Дети этого возраста легче воспринимают рассказ взрослого, чем
чтение. По времени такие игры занимают не больше 10-15 минут.
Для
детей четырехлетнего возраста также важны игровые методы и приемы, по
длительности до 15-20 минут.
Для
старших дошкольников интересны беседы, рассказы, рассматривание картинок и
иллюстраций, рисование, сравнения, дидактические игры. По времени до 30 минут.
В
разделе «В помощь родителям» - «Культурно-гигиенические навыки» находится
специальная подборка потешек, стихов для ознакомления детей с понятием
«здоровье». Используйте на здоровье своих детей.
Есть
в природе так называемые ампельные растения. Это красивые, вечнозеленые
растения, у которых стебель не стоит, а стелется, свисает. Эти растения очень
податливы, их можно уложить или привязать как душе угодно. Но сами они никогда
не смогут держать свой стебель.
Дошкольника
можно сравнить с любимым растением. Но внутренний стебель ребенка должен быть
прямостоячим, надежным, крепким. От нас, взрослых
, зависит каким вырастит наш ребенок.
|