Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, поэтому одной из важнейших задач образовательной системы становится формирование безопасной среды. Работник системы образования должен обязательно владеть основами безопасности жизнедеятельности.
Психолого-педагогическая подготовка сотрудников и воспитанников образовательных учреждений к опасностям и освоение навыков поведения в опасных ситуациях являются определяющими факторами в профилактике травматизма, и иных происшествий в образовательном учреждении. {1}
Осмысление противоречий позволило сформулировать проблему - поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.
Важным аспектом в решении проблем обеспечения безопасности является работа с родителями: организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ДОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей; организация участия родителей в обеспечении безопасности; повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ДОУ; привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания образовательных услуг.{1}
В задачи по обеспечению безопасности образовательного учреждения входит создание здоровьесберегающих условий, в связи с этим ведется постоянная планомерная работа среди воспитанников, родителей и коллектива МБДОУ. Нельзя забывать и о психологической безопасности в МБДОУ. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности воспитанников от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию. Это декларируется в законе РФ "Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики воспитанника, его желание развиваться. Современный детский сад должен всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей воспитывают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей.
Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, группа как образовательное пространство, должна быть территорией безусловной психологической безопасности. {2}
В каждой образовательной организации сложилась своя система безопасности. Наша образовательная организация не исключение, и система безопасности в ней представлена следующими направлениями:
1.Субъекты обеспечения безопасности: администрация ДОУ, сотрудники, добровольная пожарная дружина, ответственные за безопасность, за пропускной режим, сторожа, дежурный воспитатель.
2.Организационно – правовое направление: нормативные акты по обеспечению пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, ГО и ЧС; приказы и локальные акты ДОУ по обеспечению безопасности; паспорт безопасности ДОУ, планы, материально-техническое обеспечение, графики тренировок в течение года.
3.Ресурсное и техническое направление: система оповещения о пожаре, кнопка тревожной сигнализации, освещение территории и здания в ночное время, ограждение территории, лампы аварийного освещения, планы эвакуации, система видеонаблюдения, пожарные рукава и гидранты, дорожная разметка на территории ДОУ.
4.Образовательное направление: реализация образовательной области «Безопасность», развитие компетентности, обучение дошкольников правилам поведения в условиях ЧС; образовательная деятельность с воспитанниками по основам безопасности; организация и проведение объектовых тренировок с сотрудниками и воспитанниками по освоению навыков действий в ЧС.
5.Методическое направление: методическая литература, конспекты, сценарии тематических занятий, игры, рекомендации, памятки для детей, персонала и родителей; стенды, плакаты по пожарной безопасности, ГО и ЧС, буклеты для сотрудников и родителей, просмотр фильмов, уголки безопасности в группах для детей и родителей.
6.Здоровьесберегающее направление: организация медицинской службы в ДОУ, применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ, режим дня, методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС, отработка навыка оказания первой медицинской помощи.
7.Социальное направление: организация взаимодействия со службами безопасности; совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности, обмен информацией. {3}
На мой взгляд, интеграция данных направлений системы безопасности образовательной организации и согласованность всех действий и компонентов обеспечивает эффективность решения данной проблемы и качество системы безопасности образовательной организации.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности воспитанников и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Литература.
1. http://festival.1september.ru/articles/593415/
2. http://muuo.ucoz.ru/forum/2-50-1
3. Л.И.Лукина "Безопасность дошкольного образовательного учреждения" Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
4. Сантаева Т.С.Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004 год.
|